Муниципальное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский сад
«Красная шапочка»
д.Вилга

Поле

Консультация «Семья – залог нравственного воспитания»

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
(В.А. Сухомлинский).

 

Нет ни одного родителя, который не хотел бы видеть в своем чаде высококультурного и нравственного человека. Но не каждый родитель понимает, что воспитание этого высококультурного человека ложится, как раз таки на их плечи. Естественно характеры воспитателей могут быть разными, но без стержня любви к детям, доверия и уважения к человеческому достоинству воспитание не принесет явного успеха.

Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьей и в семье. Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта — главный показатель развитости человеческого в человеке...»

Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие».

Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть только в семье, в которой царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая...»

Все отношения должны складываться на доверии. Доверие означает, прежде всего, отсутствие страха, уверенность в собственных силах, позитивное восприятие окружающего. Что же должно происходить в жизни ребенка, чтобы у него формировалось доверие к этому миру? По нашему мнению, дома дети должны получить все самые важные уроки: любви, добра, красоты, трудолюбия... Родителям нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок отправится в жизнь именно с теми ценностями и установками, которые получил в детстве. Лев Толстой уже в преклонном возрасте писал: «От пятилетнего до меня — один шаг, а от новорожденного до пятилетнего целое расстояние». Семья воздействует на ребенка на протяжении длительного времени, часто — на протяжении всей жизни.

В семье человек получает ощущение своей нужности близким людям, заряд любви, бодрости, без которых он не может нормально работать, утешение в трудные дни своей жизни, счастье материнства и отцовства. Необходимо понять, что влиять на ребенка для того чтобы помочь ему развиваться, стать счастливым, общественно значимым человеком — вот задача авторитета родителей; напомнить родителям о том, что основа воспитания детей — пример их поведения. Очень важно, растёт ли ребёнок у любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей или же в семье, где отца и мать держит под семейной крышей лишь родительский долг. Как бы тщательно не скрывались от ребёнка отсутствие любви и взаимного уважения между родителями, это непременно сказывается на формировании его характера.

Любовь родителей друг к другу зачастую становится главным воспитательным фактором. Не случайно великий мастер слова Л.Н.Толстой писал: «... будь внимателен к взаимным отношениям, чтобы не закралась привычка раздражения, отчуждения. Нелегко стать одной душой. Но надо стараться и награда за старания большая». В той семье, где царит любовь, тактичность, вежливость, где родители живут активной культурной жизнью, где газета и книга составляют необходимую принадлежность быта, где общественные вопросы задевают за всё живое - там культурное воспитание будет иметь место даже тогда, когда родители как будто и не думают о нём. Можно также с уверенностью сказать, что семью, в которой нет добрых отношений между родителями и детьми, нельзя назвать счастливой.

Система отношений родителей и ребёнка складывается постепенно, от неё во многом зависят черты его личности. Если в детстве с ребёнком постоянно общались с позиции силы, то вряд ли от него, когда он станет взрослым, можно ожидать самостоятельных решений, волевых усилий. Подобные отношения воспитывают у человека качества лицемерия и агрессивности.

В некоторых семьях взрослые живут своими интересами, а дети своими. Родители считают, что их дети растут самостоятельными, воспитанием должна заниматься школа, а семья в этой области остаётся в стороне. Их обязанности — одеть, накормить свои чада. На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание ребёнка, но и имеет для этого в своём распоряжении большие возможности. Именно в семье он постигает азы нравственных норм, бытующих в семье. А затем порог детсада, школы. Вот ученик переступил школьный порог. Его действия приобретают нравственный или безнравственный характер: вовремя ли пришёл, бережно ли открыл дверь, вытер ли ноги, приветствует ли учителей, друзей, внимателен ли к близким, добросовестно ли относится к учёбе всё это проявление заботы о людях, то есть духовно - нравственных отношений.

Следует учить детей правильно общаться друг с другом, быть вежливыми, внимательными, соблюдать правила культурного поведения и культуры речи. Навсегда избавиться от афоризмов: «На зло отвечай злом», «Что упало, то пропало», «Хочешь жить - умей вертеться». Надо знакомить детей с тем злом, которое противоречит добру, учить их противостоять безнравственности, вырабатывать у них стойкую ситуацию неприятия всего того, что унижает, оскорбляет, ущемляет человека, вовлекать их в борьбу за духовно — нравственные нормы жизни, за повышение уровня духовно — нравственной культуры.

Так от кого же, как ни от нас, зависит, какими вырастут наши дети? Самолюбцами или прекрасными людьми? Как сказал великий педагог Макаренко: «Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание — наше горе, наши слёзы, это наша вина перед другими, перед всей страной».

Необходимо как можно чаще интересоваться успехами и поведением своих детей. Детский сад и семья должны быть взаимными помощниками в формировании духовно — нравственных качеств личности.

Взрослые должны постоянно помнить, что даже жесты, слова, манеры подсознательно влияют на формирование личности ребенка. Он становится как бы зеркалом семейных традиций и манер поведения. Если родители сами благодарят ребенка и друг друга за помощь или услугу (пусть это будет мелочь), если не забывают и извиниться за причиненное, даже незначительное неудобство; если обращаясь с просьбой, они всегда добавляют «пожалуйста»; если в семье принят спокойный доброжелательный тон,  то можно быть уверенным, что ребенок усвоит все это сам и станет поступать так же. Если же родители требуют от ребенка слов вежливости только в особо торжественных случаях, в основном в общении с чужими, ребенок, хотя узнает эти слова, будет просто стесняться их употреблять. Нецензурная брань родителей влечет за собой такое же обращение с окружающими их ребенка.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Велика роль семьи в воспитании детей. Семья для ребёнка является и средством обитания, и воспитательной средой. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга. Родители являются для ребёнка образцом подражания. В них он видит пример отношения к труду, к людям, к познанию. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первоначальное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство. Это аксиома, в которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.

Духовно – нравственное воспитание детей – процесс сложный, длительный, требующий от родителей напряжения духовных сил и высокой нравственности. Заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и детский сад, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом ребенке настоящего человека.

Наверх